Наука пророков







Настоящая статья призвана пролить свет на одну древнюю и давно забытую дисциплину, которая, однако, в последнее время стала предметом многочисленных спекуляций и профанаций. Это священное мантическое искусство, всегда бывшее одним из высших разделов тайных оккультных школ, особенно мистериального типа. Задача этой науки заключается в предсказании или предугадывании грядущих событий, которые уже существуют на планах космических и кармических закономерностей. Из определения этой задачи вышли и сами названия данного предмета: мантика, дивинация и авгуральная наука. Греческое слово мантика означает "пророческое искусство", что же касается его происхождения, то есть два разных мнения. Существовал знаменитый Мантис Провидец во дни Мелампа, царя Аргоса, и была Манто, дочь прорицателя Фив и сама прорицательница.

Латинское слово дивинация, означающее "предчувствие, прозрение", происходит от дивина ("божественное"). Авгуральная наука ведёт своё начало от слова авгур (авис-гур, "птицегадатель").
Наука пророков преподавалась всегда на высших ступенях всех древних мистерий и была исключительным достоянием посвящённых жрецов. Это было связано вовсе не с желанием обладать монополией в данной области, а с высоким уровнем бытия, которого посвящённые добивались в этих тайных школах, что и позволяло им вступать на планы, недоступные обычным смертным. В некоторых мистериях мантика была всего лишь одним из многих изучаемых предметов, другие специализировались преимущественно в этой области. Такими были, например, "Школы Пророков" в древней Палестине и Финикии, которые имелись в городах Иерихон, Самария, Назарет, Вефин и др. Руководили этими школами великие адепты-пророки. Их ученики, которых называли "дети пророков", жили в условиях уединённой и суровой жизни с постоянным обучением, молитвами, чтением Св. Писаний, медитацией.
Наконец, существовали храмы, принадлежавшие мистериям, в которых имелись т. н. оракулы, отдельные жрецы или целые их коллегии, занимавшиеся исключительно пророчествованием. Необходимо отметить и то, что при одних школах мантикой занимались только жрецы, а при других почти всегда только жрицы. Так на острове Сен или Лиамбис близ Ушанта находилась коллегия пророчествующих жриц, принадлежавшая к друидическим мистериям древней Европы. Можно упомянуть и два оракула Аполлона, где пророчествовали жрицы. Один из них - это оракул Бранхиды в храме Аполлона, построенном в 300 г. до н. э. в местечке Дидимы близ Милета. Другой - это величайший оракул всего греко-римского мира - Дельфийский, находившийся в Дельфийском храме Аполлона в Беотии, с его знаменитыми жрицами - пифиями. Известно, что в более древних оккультных братствах, чем школы древней Греции, т. н. "партийные пифии" использовались также для "транспространственных связей" с географически удалёнными филиалами этих братств. Греческий историк Геродот (490-425 гг. до н. э. ) в своей "Истории" говоря со слов египетских жрецов о происхождении оракула Аммона в оазисе Ливийской пустыни и оракула Трофония в Беотии, сообщает, что несколько жриц из Египетских мистерий однажды были похищены и доставлены в эти места, где они продолжали пророчествовать и со временем организовали знаменитые оракулы. И, наконец, знаменитые жрицы - сивиллы, принадлежавшие к какому-то неизвестному оракулу. По преданию одна из них (Кумская сивилла) однажды пришла к римскому императору Тарквинию Гордому и предложила купить девять книг, но он нашёл цену их слишком высокой, тогда она сожгла три книги, потом ещё три и наконец, император купил последние три за ту же цену, что девять. Они были написаны на пальмовых листьях и стали известны как пророческие Сивиллины книги. Их положили на хранение в храм Юпитера Капитолийского и для толкования их была учреждена коллегия из 15 жрецов, которые должны были сохранять в глубокой тайне содержание книг. К ним обращались за советом в особенно трудных и критических случаях. Эти сочинения погибли от пожара ок.400 г. н. э.
Переходя к рассмотрению собственно различных методов мантического искусства, необходимо упомянуть, что сами древние выделяли три основных её вида, первый и наивысший вид составляло божественное воодушевление, доступное только посвящённым. Второй вид называли богопосланными сновидениями и третий - гаданиями или "человеческим искусством". Начнём с самого низшего и наиболее субъективного, с человеческих гадательных практик. Древние относились ко всевозможным гаданиям с большим скепсисом, т. к. понимали всю их относительную ценность в связи с тем, что процент тех, кто был посвящён во все тонкости этого искусства был очень не высок. Неоплатонический теург Ямвлих Халкидский (ок.280-330 гг. н. э. ) в своём трактате "О египетских мистериях" пишет, что этот вид, "который имеется в обиходе у большинства людей и в связи с неправильным использованием связан часто с ложью....основан на предположениях и на весьма значительном самомнении....этот метод совершенно отличен от божественного и истинного метода и в состоянии говорить наперёд только относительно маловажных и преходящих дел. Поэтому ни в коей мере не следует принимать описанное искусственное занятие за прорицание. Не следует и предаваться ему с величайшим рвением....Не следует и обращать внимание на человеческие мнения (занимающихся им).." Другие посвящённые также мало уделяли внимания гадателям, так Гераклит отводил место только для пророческого боговдохновления и Платон считал мантику как "творца дружбы между людьми и богами", что естественно относится только к высшему её разделу.

Перечислим наиболее известные гадательные практики. Это прежде всего орнитомантия или гадание по полёту и поведению птиц, которое играло важную роль у халдеев и в Этрурии, а оттуда и в Риме. Известно, что предшественник Тулла Гостиллия, римский император и одновременно посвящённый теург Нума Помпилий был выбран на этот пост лишь после подтверждения авгуром согласия на то богов. Позднее в древнем Риме была утверждена т. н. "коллегия государственных авгуров римского народа", состоявшая из трёх, а в последствии из 16 членов, толковавших волю богов, главным образом, на основании ауспиций, т. е. по наблюдению за полётом и криком птиц. Ямвлих сообщает, что "боги никогда не имеют отношения к таким оракулам... Ведь они не управляют отдельными животными ни обособленно, ни соседствуя, ни материально, ни при помощи некоего свойства. Пусть подобное соприкосновение с мантическими орудиями будет отнесено на счёт демонов (гениев), при чём и тех - совершенно обособленных, по жребию получивших под свою власть разных животных". Другим хорошо известным ныне методом была рассудительная спекулятивная астрология, выводящая свои предсказания на основании движения небесных тел через Знаки Зодиака и Дома Гороскопа, где эти тела "падают, гостят, экзальтируют", приходят друг с другом во всевозможные аспекты, что в свою очередь определённым образом отражается на всех земных делах. Рассудительная астрология была создана на основании нескольких десятков тысячелетий наблюдений древними жрецами за планетами и Солнцем и соотношении их с происходящими на земле событиями, но всё-таки она значительно уступает и в точности и в масштабе, т. н. теургической астрологии, которая относится уже к божественному воодушевлению. К разделу человеческого искусства относится также геомантия или "математическое гадание", жалким остатком которого является то, что сегодня известно как нумерология. Сюда же относится и рабдомантия, или "жезлогадание". Сообщают, что в 1949 г. в предгорьях Атласских гор на стенах одной из пещер был найден рисунок человека, занятого гаданием с помощью жезла. После изучения красителя рисунок был датирован шестым тыс. до н. э. Известно много описаний применения жезла в древнем Египте. Его использовали за 2200 лет до н. э. китайцы. Геродот в своей "Истории" писал, что "гадателей у скифов великое множество, и (что) гадают они ивовыми прутьями.... приносят большие пучки сих прутьев, кладут их на землю, раскладывая порознь по одному, и прорицают, сей способ гадания передан им от предков..."( Кн.IV,67). Сходное гадание с помощью ивовых прутьев приписывалось также мидийским волхвам, германцам, аланам и балтийским славянам. Ива служила не только рабдомантии, но и для отыскания подземных кладов, рудников и источников питьевой воды.
Упомянем и т. н. клеромантию, гадание посредством жребия, которым пользовался, например, оракул Геракла, некогда находившийся в Буре в Ахайе. Очень близким к нему было гадание на рунах, распространённое в начале н. э. в Европе, а также современное гадание с помощью карт. Существовали и многие другие виды гадательных практик, метеомантия (по молниям и грому), эмпиромантия (по поведению огня), гидромантия (по воде),по шелесту листьев в священных рощах, а также хорошо известные сегодня хиромантия и физиогномия. Хиромантия процветала в древнем Китае и древней Индии. В эпоху античности её использовали в Риме и Греции. А в средние века преподавали в некоторых университетах Европы. Физиогномией занимался Пифагор, её описывал Аристотель в одном не сохранившемся трактате, активно использовал её и римский врач Клавдий Гален ( II-III вв. н. э.).
Ещё одним методом было гадание с помощью зеркал и кристаллов, следы которого найдены в древнем Перу, в Сибири, на Мадагаскаре, в Египте и Индии, в древней Греции и Риме. До сих пор маги используют т.н. чёрные зеркала в своих вызывательных практиках, во время которых духи отражают в них свои призрачные формы. Весьма странным было гадание по внутренностям животных, или гиероскопия. Особенно ревностно ею занимались гаруспиции, прорицатели из Этрурии, которых в чрезвычайных случаях сенат вызывал в Рим.

У диких племён был в ходу сходный с гиероскопией способ антропомантии, т. е. гадание посредством внутренностей умерших людей.. Связанным с церемониальной магией был метод некромантии ("вызывание теней мёртвых") или психомантии ("вещание отделившихся от тела душ"), производимый психогогами -некромантами("вызывателями теней") в диких местах, ущельях, пещерах, на кладбищах. Считается, что некроманты с помощью заклинаний принуждали прорицать находящиеся в астрале души убийц, преступников, казнённых и самоубийц. Некромантия имела некоторое негласное распространение сначала в древней Фессалии, а затем в средневековой Европе.
Второй вид дивинаций носит название: "прорицание во сне", или онейромантия. Этим видом пользовались для своих нужд жрецы, а также все желающие, но уже в специальных оракулах для спящих. Известно, что такие оракулы имелись в храме Асклепия в Эпидавре, в городе Пергам и в городе Акариана в Гиркании. Вопрошающие приходили в священные храмы с этими оракулами и после некоторых жертвоприношений и ритуалов оставались там на ночь.. Во сне они либо получали прямой ответ, либо символический, который им объясняли жрецы. Ямвлих писал, что существует два рода сновидений. Один из них - это "человеческие сновидения, возникающие из-за движения мысли, фантазий, душевных забот... этот не имеет ценности". Другой род он называл богопосланными сновидениями, где "некий стремительный голос указывает на то, что будет или что нужно сделать....появляются они когда сон убывает, когда люди переходят в состояние бодрствования или даже совершенно проснулись. Иногда лежащих охватывает неявное бестелесное дыхание, такое, что увидеть его невозможно, но присутствует иное его ощущение и уразумление". Кроме того, божественные сны в храмах, например, в упомянутом храме Асклепия, использовались и для исцеления болезней. Жрецы же использовали период сновидения для пророчествования, отделяясь ночью от своих физических тел, "ибо душа обладает двоякой жизнью : одной - вместе с телом, другой - отдельной от всякого тела" ("О египетских мистериях",III,3). Так, в записанных преданиях аборигенов острова Пасхи ("Манускрипт Е") читаем о том, как вождь-жрец Мое Хива рассказывает: "Уснул я, и случилось так, что моя душа отправилась и достигла семи островов, что лежат во тьме и тумане. Осмотрела моя душа эту страну - нехорошая она. Только вершина - место, где можно жить. Восемь команд на лодках не найдут эти острова, исчезли острова под водой..."
Следующий и наивысший вид мантики древние называли божественным вдохновением (воодушевлением или даже одержанием). Глава Римской школы неоплатоников Плотин (205-270 гг. н. э.) пишет, что "провидец не может провести чёткую черту, по одну сторону которой окажется Провидение со всем, что происходит по воле Провидения, а по другую субстрат, связанный с его творением. Провести такую черту не дано человеку или мудрецу, можно сказать, что это привилегии Бога" ("Эннеады", III,3,6).Именно поэтому древние жрецы входили в сообщение с управляющими мирозданием богами, с этими лучшими и наивысшими разрядами бестелесных сущностей, которые и сообщили этим провидцам все их чудесные пророчества. Этот способ дивинации всегда являлся исключительным достоянием посвящённых, он в свою очередь разделялся на два вида.
Первый вид существовал благодаря деятельности теургов. Теургия, или "боготворческая наука" была "последней частью жреческой науки", преподававшейся в древних мистериях и состояла в очищении и возвышении своей души путём длительного поста, молитв, одиночества, молчания, бодрствования, созерцания и участия в священных ритуалах до такой степени, на которой она становилась сродни богам. На этой стадии теург обращался к богам и сам становился богоподобным вследствие соединения с божественным существом. Ямвлих пишет, что "дело боговдохновлённости не является человеческим... Напротив, боги пользуются теургом как орудием. Божественная одержимость не является порождением ни тела, ни души, ни того и другого вместе. Нисходящий от богов свет и исходящая от них совершенная власть, всецело охватывающая нас, совершенно изгоняют наши собственные сознание и движение, и слова произносятся не в согласии с мышлением теурга, но повинуясь лишь действию владык. Только божественная мантика, соприкасающаяся с богами, поистине дарует нам участие в божественной жизни и, воспринимая частицу предвидения и божественных мыслей, делает нас поистине божественными". Теургическую боговдохновлённость практиковали и некоторые оракулы. Такими были оракул Зевса Трофония в Лебадее, находившийся в подземном храме, оракул Диониса в Амфиклейне, где пророчествовали одержимые богом жрецы. По сообщению Страбона ("География"), большая часть населения древнего хеттского города Команы состояла из жрецов, которые были постоянно одержимы божеством. Посвящённый в мистерии Изиды и Осириса Апулей, присутствовавший на теургических вызываниях жрецов, описывает это так : "В полночь я видел солнце в сияющем блеске, предстал пред богами...и вблизи поклонился им..". Ямвлих же сообщает, что "боги общаются только с благими людьми, сближаютя с очистившимися...а все те люди, которые и сами грешны, и на богов обрушаются противозаконно и беспутно, не в состоянии достигнуть богов из-за вялости или слабости присущей им силы". Один из последних, император Тулл Госилий даже поплатился своей жизнью, когда вздумал приобщиться к священным таинствам, записанным в книгах теурга-императора Нумы, в этот момент он был убит ударом молнии. Некоторые путают теургию с видами спиритизма и некромантии, с этими безбожными и неблагочестивыми способами дивинации, ибо те, кто "из-за своей осквернённости не допускаются до общения с чистыми, приходят в соприкосновение с дурными духами и, исполняясь от них самой дурной одержимости, становятся дурными и нечестивыми.... оказываются близко с дурными демонами".
Вторым видом мантического воодушевления считалось боговдохновлённое прорицание оракулов, однако этот способ имел некоторые отличия от теургического. К этой группе оракулов относился оракул Аполлона в городе Кларос в Малой Азии, жрецы которого целые сутки постились и уединялись в недоступных толпе священных местах. "В некоторые определённые ночи, после ряда священнодействий, жрец выпивал воду из источника в подземном помещении и затем, выходя к вопрошавшим, изрекал оракул. Считалось, что божественное наполняет источник своей пророческой силой, приближаясь к нему извне и освещая его". После всего перечисленного жрец входил в состояние божественного одержания, но здесь, в качестве коренного отличия, он "был неподвластен самому себе и не сознающим ничего того, что говорит и на каком свете находится... и с трудом приходил в себя, дав оракул." К подобным относились и некоторые женские оракулы, один в городе Дельфы, "общественной святыне Эллады", где жрица-пифия сидела на медном треножнике над расщелиной в пещере, откуда поднимались некоторые испарения, содержащие в себе некий "многообразный огонь, который охватывал пифию, и она, исполняясь божественным сиянием, приходила в соприкосновение с пророческой силой... целиком подпадая под власть бога". При Дельфийском храме находилась целая коллегия жрецов, занимавшаяся трактованием речей пифии, т. к. они были малодоступны обычному роду понимания. Другой женский оракул был в святилище Бранхиды близ Милета. Жрица, находившаяся в этом святилище, после трёхдневного воздержания от пищи, сидя, смачивала ноги и края одежды в воде и вдыхала исходящий от неё пар, приготовляя всё необходимое для встречи с богом. Подобные оракулы были весьма распространены во всём древнем мире. Перечислим лишь некоторые из них, это оракул Менесфея в устье реки Бетис, находившийся на территории современной Испании, оракул Амфиарая в Беотии, наидревнейший оракул Зевса Додоны в Эпире, оракул Абы Фокейские недалеко от Дельф, оракулы Амфилоха и Мопса, Фрикса, Подалирия и Кальхата и многие другие.
Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что гадательные человеческие практики получили наибольшее распространение в среде профанов и с упадком мистерий остались единственно известным видом мантической дисциплины, который, претерпев многочисленные искажения и редакции, дошёл до наших дней.


Сыновья Маат, ненавидящие ложь





Используются технологии uCoz