Религия и Эзотерика | ||||||
Эволюция сознания в многомерной вселенной | ||||||
Эзотерические методы | ||||||
РЕЛИГИЯ И ЭЗОТЕРИКА |
||||||||||||||||||||
Религии отличаются одна от другой - у каждой есть свои собственные боги, священные книги, молитвы, ритуалы, святые места и храмы, а также многочисленные правила, по которым должны жить верующие. То, что в одной религии признается добродетелью, в другой может считаться грехом. Например, убийство коровы для индуиста более тяжкий грех, чем убийство простого человека, в то время как в некоторых других религиях на праздники принято резать коров. В синагогу и мечеть запрещается входить с непокрытой головой, а в православном храме мужчинам нельзя находиться в головном уборе. В иудаизме не разрешается упоминать имя Господа напрасно, а в индуизме считают: чем чаще произносить имена богов, тем лучше. Для мусульманина выпить вина - это грех, а христиане причащаются вином в храмах. Отдельные различия между некоторыми религиями кажутся прямо противоположными, и таких примеров можно привести сотни.
Что же общего у всех религий? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть, как "устроена" каждая религия, что она из себя представляет. Каждую религию отличают особое мировоззрение и культ. Культ, или культовая практика, подразумевает конкретные действия верующего (например, молитва или посещение храма). Мировоззрение, или мировосприятие, включает в себя представления об окружающем мире и самом человеке. Самое важное в религиозном мировоззрении - это представления о сверхъестественном, потустороннем, которые есть в любой религии. Действительно, если из каждой религии убрать то, что отличает ее от других, останется суть, "сердцевина", практически одинаковая у всех религий. Эта суть говорит о том, что вселенная устроена сложнее, чем кажется на первый взгляд: кроме окружающего мира, привычного для всех, существует другой, незримый мир, который влияет на происходящее вокруг. И человек должен учитывать это, соотнося свое поведение с определенными закономерностями. Именно эти знания, исходившие от людей, которых впоследствии стали называть пророками, мессиями, аватарами, учителями, и служили причиной возникновения всех мировых религий. Важно подчеркнуть, что основатели любой религии говорили только о том, что было для них реальностью, результатом их собственного опыта. Они обладали не верой в то, о чем говорили, а прямым знанием этого. Прямое знание является результатом непосредственного восприятия. Точно так же зрячий человек знает о существовании солнца потому, что сам видит его, в то время как слепой может только верить в его существование со слов зрячего. Поэтому в каждой религии обязателен элемент веры и как следствие - сопровождающие его различные ритуалы поклонения. Ведь люди, привлеченные чудесами и проповедями святых, сами не могли пережить ничего подобного. Поэтому для них единственный способ стать причастными к великой Истине - верить и поклоняться, Благодаря вере и поклонению строились храмы, творились молитвы, создавались ритуалы... Однако всегда находились люди, которые были способны на большее. Благодаря особым приемам работы над собой такие люди настолько усовершенствовали себя, что сами научились переживать то, о чем говорили их учители. Методы самосовершенствования передавались от учителя к ученикам, количество которых со временем росло, образуя целые школы. Итак, каждая религия с момента своего возникновения развивалась параллельно по двум направлениям. Первое - хорошо известное и массовое, внешнее, основанное на вере и соблюдении религиозных предписаний. Это направление со временем оформилось в религиозные организации со своей атрибутикой, обрядами и храмами, где верующие могли отправлять культ. Второе направление - малочисленное и закрытое для непосвященных, внутреннее, основанное на тайных знаниях и интенсивных практиках. Это эзотерика (от греч. "эзос" - "внутренний", "скрытый"), позволившая своим последователям (эзотерикам) практически изменять себя в соответствии с идеалами, провозглашенными создателями каждой религии. При этом эзотерики благодаря непосредственному переживанию познавали глубочайшие истины, которые лежат в основе всех религий. Для эзотерики важно получить мистический опыт, а не соблюдать обряды и ритуалы, которые основаны на определенных религиозных нормах и правилах. Поэтому эзотериков часто называют мистиками (от греч. "мистикос" - "таинственный"). Мистика - это расширение границ своего восприятия и выход за пределы материального мира. Мистику удается напрямую прикоснуться к сокровенным тайнам вселенной и человека, основываясь не на вере, а на собственном опыте. Как правило, такой опыт очень глубоко изменяет человека, заставляя его переоценить всю свою жизнь и взгляды на мир. Между представителями различных эзотерических школ никогда не было разногласий, хотя древнейшие из известных в настоящее время возникли, согласно хронологии, примерно 7 - 10 тыс. лет назад. Некоторые из этих школ до сих пор продолжают существовать в джайнизме, индуизме (кашмирский шиваизм, традиция 18 махасиддхов и отдельные школы индуистской тантры и йоги), буддизме (ваджраяна, шесть йог Наропы, дзогчен), даосизме ("внутренняя" алхимия), иудаизме (хасидизм, каббала), христианстве (в православии - исихазм; католичестве - последователи Игнатия Лойолы и малабары), исламе (многие суфийские ордена). Есть в эзотерике мистики, которые действовали самостоятельно, вне известных религий, - Эмпедокл, Пифагор, Парацельс, Якоб Беме, Георгий Иванович Гурджиев, Раджниш, Карлос Кастанеда. Эзотерику часто путают с оккультизмом или даже с черной магией, но ничего общего с вызыванием духов или колдовством она не имеет. Нередко эзотерикой называют пророчества о будущем Земли, таинственные легенды о далеком прошлом, рассказы о невидимых странах и т. п. Подобные истории часто содержат миф о непрерывной тайной войне "белого" и "черного" начал. Такие теории обычно приводят к поискам темных сил вокруг себя. Подобные учения иногда называют мезотерикой (от греч. "мезос" - "средний"), т. е. срединным учением между обычными знаниями - экзотерикой (от греч. "экзос" - "внешний") и эзотерикой. Мистики считают, что если человек чувствует только малую часть истины, то, естественно, он додумывает эту часть до целого в силу своих представлений о нем. Так возникла мезотерика. Наиболее видными представителями этого направления являются основательница теософского движения Елена Петровна Блаватская, родоначальник антропософии Рудольф Штейнер, создатели учения Агни-йоги Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи, а также религиозный философ Даниил Леонидович Андреев. Мистики всегда хранили свои знания в тайне, поскольку, если их неверно понять или неправильно использовать, можно навредить и себе, и окружающим. Таким образом, каждую религию условно делят на два слоя - внешний (обрядово-ритуальный) и внутренний (эзотерический). Эти два слоя каждой религии дополняют друг друга, так как позволяют разным людям развиваться в зависимости от их природных данных. Например, известны единичные случаи, когда простые верующие во время молитвы испытывали глубокие мистические переживания. Однако задачей эзотерических практик является научить человека разумно и целенаправленно достигать подобных состояний. Иногда внешнюю (обрядово-ритуальную) часть религии сравнивают с телом, а ее внутреннюю (эзотерическую ) - с душой. Сама эзотерика подобна огромному айсбергу, большая часть которого остается под водой и скрыта от взора непосвященных. | ||||||||||||||||||||
ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ В МНОГОМЕРНОЙ ВСЕЛЕННОЙ | ||||||||||||||||||||
Древние эзотерики различных школ и направлений примерно одинаково видели величественную картину того, как устроена, живет и развивается вселенная. Согласно их открытиям, вселенная многомерна. Кроме всем хорошо знакомого материального мира существует множество других миров, непохожих на этот. Миры различаются по степени своей "плотности". Так, есть более "плотные" миры, а есть более "тонкие". Эти миры называются пространственными мерностями, пространствами, а также планами.
Пространственные мерности существуют в пределах одного и того же объема и как бы вложены друг в друга. При этом различные планы обычно слабо взаимодействуют между собой. Наиболее "плотным" является материальный план, наиболее "тонким" - высшая пространственная мерность, называемая также божественным планом. Каждая пространственная мерность наполнена, "населена" так называемыми энергиями (не путать со значением слова "энергия" в физике), принадлежащими данному плану мироздания. Энергии непрерывно движутся, взаимодействуют друг с другом и видоизменяются. Все, что происходит в многочисленных мирах - горный обвал, весеннее пробуждение природы, эмоции человека - обусловлено движениями этих энергий. Сознание также является энергией особого рода. Высший, божественный, план заполнен бесконечным сознанием, которое называют Божественным Сознанием вселенной. Вселенную можно сравнить с человеком. Душа вселенной - это Божественное Сознание, и тело - все миры, существующие в ней. Жизнь вселенной, как и жизнь человека, проходит в виде циклов. Вначале происходит сотворение миров, затем они живут и развиваются (этот период длится многие миллиарды лет), после чего исчезают. Исчезает все, кроме Божественного Сознания, и в какой-то период времени существует только оно. Затем следует новое сотворение миров, все повторяется, причем очередная вселенная не похожа на предыдущие. Нынешняя вселенная находится в начале своего развития. Процесс творения происходит следующим образом. Некоторая часть Божественного Сознания уплотняется так, что последовательно образует из себя все миры вплоть до материального. Другая часть Сознания рассеивается в сотворенной вселенной для последующего образования индивидуальных душ. Большая же часть Божественного Сознания остается неизменной и пребывающей в высшей пространственной мерности. После сотворения во вселенной начинается процесс эволюции сознания. Эзотерики заметили, что вся вселенная похожа на "поле для выращивании сознания". Выглядит это следующим образом. На планетах, подобных нашей Земле, рассеянная энергия Божественного Сознания оседает в виде сгустков в камнях и минералах, на их кристаллических решетках, образуя таким образом зачатки будущих душ - индивидуальные единицы сознания. Благодаря им камни обладают памятью. Проходят миллионы лет, и камни разрушаются. Но образовавшиеся в них крошечные души остаются неизменными и воплощаются в растения. Находясь в растениях, сгустки индивидуального сознания развиваются и растут. Растения имеют не только память, но и способны переживать эмоции - радость, страх и т. п. Когда растение умирает, сознание переходит в следующее растение, продолжая свой рост и развитие. Так, постепенно совершенствуясь, сознание воплощается в тела растений много раз. Исчерпав возможности развития в растениях, сознание воплощается в тело животного. Находясь в теле животного, душа имеет гораздо больше возможностей для дальнейшего совершенствования. Это происходит благодаря сложному организму, позволяющему находящемуся в нем сознанию интенсивно расти, а также благодаря обилию разнообразных ситуаций, в которых оказывается животное в течение своей жизни. Животные имеют не только память и эмоции, но и зачатки интеллекта. Индивидуальная душа каждый раз воплощается в тело более высокоразвитого животного. Наконец, сознание впервые воплощается в тело человека и становится человеческой душой. Этот момент связан не с количеством предыдущих воплощений, а с ростом и развитием сознания. Но это только начало следующего большого этапа. У человека кроме памяти, эмоций и интеллекта есть способность к осознанному самосовершенствованию. Целью эволюции индивидуального сознания является его слияние с бесконечным Божественным Сознанием - возвращение к своему источнику, но уже не в качестве зачатка души, а в качестве совершенного сознания, подобного Божественному Сознанию. Интересно, что один из переводов латинского слова "религия" означает "возвращение к источнику". Чтобы сознание человека стало совершенным, требуются многие жизни и огромные усилия по его развитию. Достигнув состояния совершенства, сознание растворяется в бесконечном океане Божественного Сознания и больше не воплощается. Когда вселенная подходит к концу своего существования, все миры со всем своим содержимым, начиная с материального, последовательно исчезают. Они превращаются в высшую энергию, которая поглощается Божественным Сознанием. Это происходит и с теми индивидуальными сознаниями, которые еще не успели достичь состояния совершенства. Мистики древности увидели, что во время жизни в теле сознание человека может как эволюционировать, так и деградировать. Большинство людей эволюционирует. Эволюция может происходить сразу в двух направлениях. Сознание может расти - увеличивать свою "массу", т. е. количество энергии сознания. Это возможно благодаря поглощению энергии извне и ее переработке в процессе жизнедеятельности. Одновременно может изменяться качество сознания, оно может становиться более развитым, высокоорганизованным, совершенным. Однако сознание человека,например впадающего в гнев, теряет свою "массу", положительные качества, прежние достижения, приобретает отрицательные качества и деградирует. В результате эволюции количество энергии сознания может увеличиваться за счет трех источников. Часть энергии поступает с пищей. В организме эта энергия отделяется от вещества пищи и поддерживает жизнь в теле. Но некоторая доля этой энергии может, изменяясь, переходить в энергию сознания, "питая" собой растущую Душу. Часть энергии поступает с вдыхаемым воздухом. Этот вид энергии легче переходит в энергию сознания. Еще одним источником энергии являются впечатления, получаемые н процессе жизни. Энергия, которая содержится во впечатлениях, непосредственно усваивается сознанием, растущей душой. Каковы впечатления, таким и становится растущее сознание: если они грубые, сознание грубеет. Важным открытием мистиков было то, что качество впечатлений зависит не от того, что человек видит или слышит, а от того, как он это воспринимает и что из этого извлекает. А последнее зависит от состояния сознания. Другое направление эволюции сознания - это собственно его совершенствование, приобретение им новых качеств, способностей. В эзотерике главное отличие людей друг от друга определяется не возрастом их тел, не национальностью, не полом, а состоянием их сознания, души. Состояние души зависит от того, какими качествами и в какой степени она обладает. Чем больше раз сознание воплощалось, тем больше у него было времени и возможностей для выработки тех или иных качеств. Таким образом, состояние души зависит от ее возраста. Мистики обнаружили, что сознание развивает свои качества в определенной последовательности, а выработка одного качества иногда может занимать даже несколько жизней. В ряду воплощений этот процесс выглядит примерно так Вначале человек является учеником и исполнителем. На этом этапе он учится жить в материальном мире. При этом реальностью для него является только материальный план. Все, что за его пределами, для пего нереально, абстрактно. Далее, в конкретных жизненных ситуациях, не всегда для него приятных, человек развивает способность любить и сострадать, оттачивает свой ум, вырабатывает решительность. Б социальном плане он приобретает самостоятельность и независимость. В это время человек начинает ощущать, что кроме материального существуют и другие планы мироздания. Религиозные истины для него становятся все более реальными и приобретают значимость. В конце концов (может быть, через много-много жизней) наступает этап, когда человек посвящает всего себя осознанному самосовершенствованию. Мистики установили, что для этого не требуется изолировать себя от людей и прекратить всякую общественную деятельность. Наоборот, они считают, что подобные крайности уводят человека в сторону от реальной жизни и не позволяют ему развить ряд необходимых качеств, Когда человек умирает, его сознание освобождается от тела и некоторое время пребывает в одном из пространств за пределами материального мира. Затем следует очередное воплощение. При этом сознание сохраняет все качества, которые были выработаны в течение прошлой жизни (например, развитый ум, волю, способность к бескорыстной любви или жадность, трусость, лень и т. п.). Однако ситуации, в которых происходило развитие этих качеств, стираются из памяти. Таким образом память о прошлой жизни не осложняет очередную новую жизнь. После того как душа воплотится в новое тело, необходимо, чтобы те качества, которые были выработаны в прошлых жизнях, проявились и реализовались. Обычно это время примерно равно времени достижения физического совершеннолетия. Затем начинается выработка новых качеств, дальнейшее совершенствование человека. Так как некоторые переживают одно из своих первых воплощений в теле человека, а другие имели уже несколько таких воплощений, то для всех них будет актуальным развивать разные качества с помощью разных ситуаций. Поэтому у каждого человека своя судьба. Но кто определяет, в какое тело человеку воплотиться, кто знает, какие качества ему теперь необходимо развить, кто создает все ситуации? Одним из открытий древних эзотериков было то, что все во вселенной взаимосвязано. Эта связь осуществляется за счет энергии, наполняющей и пронизывающей собой все миры. Когда человек в процессе жизни совершает какие-то действия, он влияет тем самым на окружающий мир. От этого мир немного изменяется и в свою очередь воздействует на человека, меняет обстоятельства его жизни. Иногда человеку кажется, что некая сила влияет на его жизнь, то награждая, то наказывая. Но это не так. Человек конкретными действиями сам определяет, программирует свое будущее. Некоторые действия незамедлительно сказываются на судьбе, другие - через много лет, а есть и такие, которые влияют только на будущие жизни. Древние эзотерики открыли, что к действиям относится не только то, что человек совершает в материальном мире. Мысли, эмоции, желания, настроения являются особыми видами энергии. Когда сознание производит их, оно совершает действия в других пространственных мерностях. И эти поступки также влияют на внешний мир и на дальнейшую судьбу человека. То, что обычно называют грехом, для эзотерики является простым невежеством. Грешный человек - это невежественный человек по двум причинам. Во-первых, он не осознает всех негативных последствий своего поведения для себя самого. Во-вторых, он не умеет приводить в порядок те внутренние энергии (скорее всего даже не чувствует их), которые своим движением заставляют его совершать греховные поступки. Другим открытием древних мистиков было то, что все-таки иногда в жизнь человека вмешивается посторонняя сила. Эта сила исходит от Божественного Сознания и проявляется только тогда, когда требуется дополнительная энергия для дальнейшей эволюции человека. Ни в каких других случаях Божественное Сознание не проявляет себя. Оно не обладает качествами личности или судьи, которые наказывают или поощряют. Никогда добро или зло в человеческом понимании не исходят от высшего плана мироздания. | ||||||||||||||||||||
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ | ||||||||||||||||||||
Эзотерики установили, что в процессе своего развития человек должен довести до совершенства ряд определенных качеств. К ним относятся любовь ко всему существующему и сострадание, ясный ум, а также внутренняя сила с ее главным аспектом - волей.
Мистики считают, что есть две группы методов самосовершенствования. К первым относятся зкзотерические ~ внешние, открытые), т. е. все ситуации, с которыми человек сталкивается в ходе своей повседневной жизни. Ситуации могут быть как обычными, заурядными, так и экстремальными, стрессовыми. Одной из находок мистиков было то, что можно воспринимать все ситуации как учебные. С их точки зрения, любая ситуация, в которой оказывается человек, в той или иной степени его меняет (даже если он не осознает этого). Б том случае, если человек это осознает, он извлекает из каждой ситуации гораздо больше пользы и его развитие идет быстрее. Было обнаружено, что чем более сложной, трудной или неблагоприятной является ситуация, тем большему в гей можно научиться. Некоторые качества можно развить, только находясь в особых условиях, поэтому эзотерики специально ищут необходимые ситуации. При этом им иногда приходится предпринимать очень далекие путешествия или рисковать жизнью. К другой группе относятся методы совершенствования, которые называются эзотерическими, т. е. закрытыми для непосвященных. Чтобы понять, как они работают, необходимо знать многомерное строение человека. Тысячи лет назад мистики установили, что человек - это сознание, живущее в теле, а организм человека так же сложен и многомерен, как и вселенная. Кроме материальных органов организм человека имеет особые, нематериальные, находящиеся в пределах тела, но в других пространственных измерениях. В этих "органах", или энергетических центрах, циркулируют энергии, обеспечивающие жизнь всего организма и существования в нем сознания. Важным открытием эзотериков было то, что энергетические центры влияют на состояние сознания. Если изменяется работа какого-нибудь энергетического центра и он начинает вырабатывать другую энергию, то незамедлительно меняется состояние, в котором находится человек. Понять, как это происходит, можно с помощью такого примера. Человек, находящийся в нейтральном настроении, выглядывает в окно и видит мелкий осенний дождь. Настроение его может ухудшиться: погода влияет на настроение. Точно так же на состояние сознании влияет "погода" внутри организма. А эта "погода", т. е. состояние энергии внутри тела, зависит от работы энергетических центров тела. По мнению мистиков, долго работающий в каком-то одном режиме энергетический центр закрепляет соответствующее состояние сознания. Такими состояниями могут быть любовь или страх, решительность или гнев, спокойствие ума или беспорядочные мысли, а также многое другое. Оказалось, что положительные и отрицательные качества человека часто связаны с исправной или неисправной работой этих центров. Открыв это, древние эзотерики научились использовать свои энергетические центры для самосовершенствования. Чтобы достичь этого, им пришлось овладеть искусством управления их работой. Эзотерики нашли очень много способов влияния на работу энергетических центров и благодаря этому - на состояние своего сознания и выработку необходимых им качеств. С этой целью применяют специальные методы концентрации, дыхания, движения, произносят звуки (мантры, имена богов, молитвы), слушают специальную музыку, придают своему телу нужные положения, созерцают некоторые изображения, участвуют в отдельных ритуалах, используют сновидения, пребывают в особых местах и многое другое. Такие практики помогают мистику не только устранять собственные недостатки, но и развивать добродетели, соответствующие религиозным идеалам. Благодаря специальным техникам в минуты высочайшего религиозного экстаза он переживает те вершины духа, когда душа растворяется во Всевышнем. При этом мистик забывает самого себя и в бесконечном блаженстве ощущает только вечное всепоглощающее существование Бога. В некоторых эзотерических школах (например, в даосских школах "внутренней" алхимии, в дзогчене и др.) наиболее выдающиеся мистики достигали такой глубокой трансформации своего сознания, что это сказывалось даже на их физическом теле. Материя тела, как бы пропитанная сознанием, достигшим божественного совершенства, возвращалась к исходному состоянию чистой энергии. Мистик покидал этот мир, дематериализуя свое тело. Это могло выглядеть либо как постепенный процесс, в течение которого тело становилось все более прозрачным и медленно исчезало, либо как мгновенная вспышка света, после которой не оставалось ничего. Иногда это происходило как медленное уменьшение тела в течение нескольких дней вплоть до его полного исчезновения... Основным методом мистических практик является медитация, т. е. особое состояние сознания, при котором ум молчит, а внимание максимально обострено. Это означает,что процесс мышления остановлен, ум пуст, нет абсолютно никаких мыслей, а есть только восприятие и осознавание. Во время медитации сознание осознает само себя. Так, предоставленное само себе, ничем не занятое и очищенное, сознание входит в свое реальное бытие, обычно заслоненное мыслями, памятью, мечтами, эмоциями. Сознание как бы вспоминает о своем изначальном происхождении из океана Божественного Сознания и приближается к нему, достигая все более высоких состояний. Не следует путать медитацию как духовную работу с довольно распространенной сейчас медитацией как средством "успокоить нервы" и поднять настроение. Другой важный метод - нахождение здесь и сейчас. Что бы ни делал эзотерик, он старался быть здесь и сейчас и концентрировался только на том, что происходит в нем и рядом с ним. Это упражнение способствует укреплению сознания. Работа в любой эзотерической школе всегда начинается с коренного пересмотра своей прежней жизни и осознания важнейших этических принципов. Без глубокой проработки этих этапов ученика никогда не допускают к дальнейшим ступеням работы, Если же это правило не соблюдается, на следующих этапах работы может расстроиться здоровье ученика и пострадать психика, либо вся последующая работа приводит к взращиванию эгоистических черт характера. Иногда перед началом работы в некоторых ззотерических школах требовалось изучить обрядово-религиозную часть соответствующей религии, пройдя этот этап в качестве монаха или религиозного мирянина. * * * Человек подобен Вселенной. Мистики использовали этот факт, применяя к своему внутреннему миру истины, касающиеся мира внешнего. Истина, понимаемая эзотерически, приобретала вид духовного наставления. Известно, что когда Мухаммад вошел в Мекку, он уничтожил идолов вокруг и внутри Каабы. Для мистика смысл этой истории таков: человек должен убрать из своей души всех идолов, очистить ее от всего, что не есть Бог. Кааба - символ души, идолы - символ всего, что занимает внутреннее внимание, отвлекая его от поисков совершенства. Мистики часто применяли для описания ззотерических практик и мистических состояний особый язык, понятный только посвященным. В некоторых эзотерических школах (алхимических) исходное состояние человека называли свинцом, а его конечное состояние совершенства - золотом. При этом все промежуточные этапы превращения свинца в золото обозначались как алхимические реакции превращения одних элементов в другие. Поэтому если некоторые алхимические тексты понимать буквально, то они могут показаться неграмотными из-за неосуществимости тех химических реакций, которые в них описаны. Однако если знать, что обозначают все символы, - "внутренняя" алхимия становится наукой о духовном преобразовании человека. Эзотерика в наши дни переживает второе рождение, становясь доступной для многих людей, меняя их жизнь и наполняя ее глубоким смыслом самосовершенствования, а также истинной духовностью. |